Портвейн, Boney M и КГБ: какими были первые советские дискотеки

Портвейн, Boney M и КГБ: какими были первые советские дискотеки
  • 19.10.16
  • 0
  • 7778
  • фон:

МОСКВА, 19 окт – РИА Новости, Лариса Жукова. Первый танцевальный бар с диск-жокеем отмечает свой полувековой день рождения. Дискотечной культуре в России немногим меньше – первые вечеринки с западной музыкой стали появляться в Советском союзе в середине 70-х. Мы нашли их организатора и узнали у него, как это все начиналось.

Дискотечный ренессанс

В 1974 году офицер Советской армии Сергей Евсеев, сегодня известный  как основатель проектов Megadance и "Стартинейджер" Филиппыч, провел для своих друзей в Москве первую домашнюю дискотеку. На это вдохновила поездка в Ригу, где он случайно оказался на фестивале дискотек:

"Мы были меломанами. Я любил танцы со школьной скамьи. К тому моменту я окончил военную академию, и у меня появилась мечта сделать дискотеку, которая была бы по кайфу и мне, и тем, кто придет".

Тогда музыкальный формат стал меняться: люди устали от роковых ритмов, сложных форм, крупных произведений, им захотелось большего эмоционального вовлечения. На стыке фанк-музыки, афроамериканских ритмов  появился жанр диско, рассказывает ведущий радио Sputnik Беларусь Александр Кривошеев. Пластинки с новой, интересной музыкой стали доступнее, и это дало толчок к появлению дискотечной культуры. 

Домашние вечеринки с западными песнями имели успех, и первую дискотеку для большей аудитории Филиппыч провел в кафе в 1974. Музыку проигрывали на катушечном магнитофоне "Маяк-203". Акустические системы были самодельными. Волна дискотек охватила Москву, рассказывает один из первых диск-жокеев:

"К концу 70-х их было больше, чем сегодня. Только официально зарегистрированных было более трехсот. Движуху, которая была, можно сравнить с серединой 90-х годов, когда массовыми стали ночные клубы".

На одной из молодежных дискотек

"Драйв был полный"

Одним из главных дискотечных мест Москвы стал Дом культуры студенческого общежития на Стромынке, на набережной Яузы. Дискотеки проводили по выходным, обычно с семи часов вечера. По замыслу властей, все подобные мероприятия должны были предваряться лекцией о международном положении, однако Филиппыч и его друзья ограничивались показом слайдов о музыкантах Queen, Pink Floyd, Boney M, Michael Jackson.

Дискотека в Москве

"В то время информации о них не было вообще. Я постоянно проводил время в библиотеках, читал "Музыкальную энциклопедию", зарубежные журналы, которые привозили знакомые. Обычный человек не мог узнать о них без этих лекций", — рассказывает диджей.

После лекции убирали стулья, устанавливали зеркальные диско-шары, включали самодельную цветомузыку и начинали танцы. Услышав новую песню, можно было попросить диск-жокея переписать ее на бобину или кассету. "На хлеб с маслом хватало", улыбается старейшина диско-культуры.

"Диск-жокей был как МС, альфа и омега. Он общался с публикой, подстегивал, шутил. Люди шли именно на диск-жокея. Меня быстро оценили: через неделю был аншлаг", — вспоминает Филиппыч. По его словам, комсомол, под эгидой которого проводились дискотеки, не подразумевал наличие алкоголя на вечеринках, но периодически кто-то приносил портвейн. Однако пьяных драк никогда не было – тяга к общению была сильнее желания ссор.

"Если сравнивать уровень веселья с эпохой экстази 90-х, то он был меньше. Но атмосфера была прекрасной. У Ottawan есть трек Hands up. Под эту композицию люди прыгали, поднимали руки – драйв был полный. На медленных танцах все подпевали Yesterday Beatles. Все очень эмоционально происходило".

Вечеринки на Лубянке

Достать западную музыку законным путем было невозможно – это было  на грани уголовного кодекса. На черном рынке по выходным собирались фарцовщики – они продавали скопированные на бобины в подполье зарубежные пластинки, которые кто-то привозил из командировок.  За торговлю западными музыкальными журналами также можно было получить срок – пропаганда западного образа жизни. Милиция постоянно навещала нелегальный рынок, и однажды Филиппыч попался на попытке купить очередную пластинку.

"Я единственный в стране высший офицер-диск-жокей. Я дослужился в космических войсках до майора и все это время был диск-жокеем. К тому же, я не был коммунистом по своим убеждениям. Когда в части узнали, что я занимаюсь дискотеками, на меня завели два служебных расследования. Хотели сослать в Забайкальский военный округ. Мне "шили" фарцовку, связь с Западом, пропаганду и агитацию – вплоть чуть ли не до проституции. Нервы потрепали. Но зацепиться им было не за что, поэтому в итоге отстали".

В 1977 году Филиппыч провел новогоднюю дискотеку во Дворце съездов. За это ему подарили дискотечную аппаратуру: пульт, микшер, микрофон, колонки. В 1980 диск-жокей устроил вечеринку в Олимпийской деревне. А потом его позвали проводить дискотеку в клуб КГБ на Лубянке: для сотрудников комитета и их семей.  Все благосклонно встречали зарубежные диско-ритмы Boney M и Ottawan – альтернативы им не было: "Никому в голову бы не пришло танцевать под "Ариэль"".

Гастроли диско-группы "Бони М" в Москве

Под американское диско не танцевал никто

В начале 80-х советская публика услышала хиты итальянской эстрады. Дискотеки стали еще более веселыми – европейское диско подходило русскому танцевальному менталитету, считает Филиппыч: "Вся танцевальная музыка 20 века – из Америки, но под американское диско у нас не танцевал никто".

Видеосалонов не было, и советский диско-жокей придумал несколько элементов танца рок-н-рол по наитию: поставил номера, сделал целую рок-н-рольную программу. Дискотеки стали превращаться в шоу: "Те эффекты, которые мы достигали, сравнимы с современными музыкально-визуальными проектами типа "Ван Гога". Проектировали слайды из шести проекторов на три экрана под музыкальное сопровождение, устраивали шоу с крутыми танцорами, делали эффект лазера на обычных пультах. Люди были в шоке".

На дискотеке в клубе-кафе "У фонтана"

На дискотеках Филиппыча начали выступать будущие звезды: Сергей Пенкин, Владимир Пресняков, Олег Газманов, DJ Фонарь: "Разин из "Ласкового мая" пытался петь. Но я сказал ему, что у него нет слуха. Так и получилось".

Рок-н-рол жив, но культура мертва

В конце 80-х годов дискотеки проводить перестали. Если до Олимпиады можно было провести всю дискотеку на западных треках, то теперь разнарядку на состав песен нужно было исполнять. Лицензирование могли получить только те организаторы, у которых 70% музыки было из СССР, 20% — из соцстран и 10% — из капиталистических государств. Если играла музыка, которая не была задекларирована, вечеринку закрывали.

В Центральном парке культуры и отдыха имени М. Горького

Подпольных дискотек не было, так как это никогда не было серьезным бизнесом, как, например казино. К тому же, после перестройки проводить дискотеки стало небезопасно: криминальные группировки начали проводить там разборки и выяснять отношения, нравы подростков также изменились. Диско-движение возродилось уже в 90-е в форме ночных клубов. Но та душевность ушла, сокрушается ветеран советских дискотек:

"В 90-е вечеринки стали наркоманскими. Откуда эта монотонность треков, которые звучат сейчас? Одна композиция перетекает в другую. Это нудятина и совершенно противоестественно: это противоречит физиологии.  Должно все пульсировать: по нарастающей – до кульминации – потом передохнуть и снова. Но диджеи не чувствуют аудиторию. Они выходят самовыразиться и получить деньги".

Дискотека в кафе "Музыкальный экспресс" "Метелица"

По словам Филиппыча,  культуры дискотек больше нет – она не успела сложиться.  В отличие от западной, где сохраняется преемственность и уважение ко всем жанрам.

"Та музыка, которую я завозил, актуальна и сейчас. И рок-н-рол жив, и диско. Недавно я выиграл 5000 долларов на спор: сумею ли завести публику лучше своих молодых коллег. Смог. Ведь дело не в современных технологиях – надо чувствовать расположение духа людей, поймать волну. Раньше было гораздо меньше музыки, но то, что мы ставили, было лучшим. А сейчас в дискотеках нет души".

Источник